Крупин И.В, Старков А.С, журнал "Бюджет", декабрь 2016 года

Актуальные вопросы автоматизации управления бюджетом в Свердловской области.

Крупин Илья Викторович

Крупин Илья Викторович

Заместитель Генерального директора

НПО "САПФИР"

Задачи информатизации в сфере управления общественными финансами всех уровней бюджета Российской Федерации в последние годы находятся в центре внимания государственной и муниципальной власти, планы и результаты обсуждаются на заседаниях различных рабочих групп, конференциях, тематических семинарах. Одним из важнейших документов, определивших стратегию развития информационных технологий (ИТ) в государственном финансовом секторе, стала одобренная в 2011 году Распоряжением Правительства Российской Федерации Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Именно в ней были прописаны основные принципы единства подходов к классификаторам и справочникам, однократному вводу информации, интерфейсу, архитектуре и составу модулей. Не менее важно, что разрабатываемая сейчас Министерством финансов РФ новая редакция Бюджетного кодекса, будет содержать целую главу, посвященную вопросам информатизации.

Старков Александр Сергеевич

Старков Александр Сергеевич

Заместитель министра финансов

Свердловской области

В сентябре 2016 года в Москве было организовано и успешно проведено знаковое мероприятие - Московский финансовый форум. На площадке, объединившей ключевых специалистов в сфере управления финансами России, обсуждались наиболее важные и сложные вопросы, решение которых определит бюджетную политику государства. Нельзя не отметить тот факт, что редкий доклад так или иначе не затрагивал вопросы информатизации. Выступающие подчеркивали, что автоматизация важна не только как инструмент для облегчения работы финансистов, проведения расчетов и быстрого формирования отчетных документов, но и то, что целью ее внедрения является повышение качества и эффективности управления финансами и снижение затрат на управление и администрирование.

Финансисты Свердловской области в работе над планированием, исполнением и анализом областного бюджета всегда уделяли внимание вопросам информатизации, в том числе сопровождению действующих систем, тщательному выбору и внедрению новых ИТ- решений для самого широкого спектра бюджетных задач.

Начиная с 2012 года при Министерстве финансов Свердловской области начала действовать Межведомственная рабочая группа по переходу к программно-целевому принципу формирования бюджета. В группу вошли представители Министерства финансов, Министерства экономики и отраслевых органов власти Свердловской области, а также независимые эксперты. При обсуждении практически всех вопросов, касающихся тех или иных бюджетных задач, нормативных документов и управления бюджетом в целом, одновременно затрагивался и вопрос решения конкретной данной задачи при помощи средств автоматизации. Фактически ставилось целью не автоматизировать что-то постфактум, а решить ту или иную бюджетную задачу сразу с применением современных ИТ-продуктов. По результатам конкурсных процедур подрядчиком для решения задач автоматизации было выбрано Научно-производственное объединение «САПФИР», многие ИТ-решения проектировались и строились на разработанной им платформе ПК «ИСУФ» путем ее планомерного развития и доработки.

В короткие сроки благодаря слаженной работе всех ведомств в Свердловской области удалось разработать и принять 28 государственных программ на период до 2020 года, что составило более 97 процентов областного бюджета. При этом разработанные государственные программы содержат не только объемы финансирования, но и целевые показатели и плановые мероприятия, максимально соответствующие целям и задачам, определенным стратегическими документами регионального и федерального уровней. Вместе с программами разработана методика анализа их эффективности, проведение которой направлено на оценку достижения установленных целевых значений. Сейчас программы совершенствуются и срок их действия продлен до 2024 года включительно, а само ведение, согласование и мониторинг их исполнения осуществляется на единой платформе ПК «ИСУФ».

Еще одним значимым достижением, которое так же не могло состояться без современных средств автоматизации, стал переход на финансирование государственных учреждений по фактически оказанному объему государственных услуг (выполненных работ). С этого момента в Свердловской области государственное задание стало действительно рабочим инструментом планирования деятельности и финансирования учреждения. Благодаря подключению всех учреждений к единой информационной системе и ведению строгой поквартальной отчетности сотрудники ГРБС и Министерство финансов Свердловской области видят объективную картину работы каждого учреждения, что существенно повышает качество планирования государственного задания и увеличивает исполнительскую и финансовую дисциплину учреждения за выполнение или невыполнение заданий. Расчет базовых нормативов для перечня услуг так же осуществлялся в единой системе с использованием уже имеющегося массива информации об услугах и результатах их оказания и, несмотря на объемность перечня, был успешно завершен к началу текущего года.

Среди новых задач, решенных в бюджетной сфере Свердловской области с применением средств информационных технологий: внедрение решения для мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС, проведение подготовительных работ для ведения реестра и перечня источников доходов, создание автоматизированных рабочих мест руководителей для оперативного доступа к информации и множество других.

Отдельным уникальным проектом является начавшаяся автоматизация деятельности Счётной палаты Свердловской области с применением той же информационной платформы ПК «ИСУФ». Такая реализация будет способствовать повышению качества планирования контрольных мероприятий, эффективности их выполнения и сокращению сроков самих проверок.

Не остаются в стороне от автоматизации и муниципальные образования Свердловской области, уровень информатизации в них так же очень высок. Безусловно, они свободны в выборе решений и используют различные продукты для своих бюджетных задач. Но поскольку субъект занимается консолидацией и анализом бюджетных показателей от муниципалитетов и владеет ситуацией в целом, то специалисты областного Минфина всегда готовы предложить рекомендации в части нормативно – правовых актов и наработки ИТ-решений для использования их на муниципальном уровне.

Большое внимание при решении задач автоматизации в Свердловской области уделяется вопросам информационной безопасности. Плановое расширение применения модулей электронной подписи повышает ответственность специалистов при занесении данных в системы и позволяет отказаться от объема бумаг, как, например, происходит при применении электронной подписи в работе с государственным заданием.

Развитие в части совершенствования управлением государственными финансами с применением информационных технологий идет постоянно, определяются все новые задачи. Например, это полномасштабное подключение и работа в федеральных системах «Электронный бюджет», ГАС «Управление» и интеграция с ними уже действующих региональных информационных систем. Отдельно можно выделить глобальную задачу, поставленную в распоряжении Правительства Российской Федерации от 26 июля 2016 г. № 1588-р, а именно «Рекомендация органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным корпорациям и компаниям, акционерным обществам с государственным участием предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения до конца 2020 года». Не менее важно обеспечение сквозной автоматизированной интеграции стратегического и бюджетного планирования, более плотной увязки показателей стратегических документов различного уровня, регионального и муниципальных бюджетов. Изменения в экономике, в бюджетной системе страны диктуют новые вызовы, и поиск эффективных решений никогда не прекращается.

Вернуться к странице "Наши публикации"