Компания «САПФИР» продолжает сотрудничество с Министерством финансов Свердловской области

27.01.2014

На сегодняшний день качественный и полномасштабный переход от сметного планирования к программному бюджету является одним из приоритетов в сфере управления финансами как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровнях. В предыдущие годы было сделано много предпосылок к внедрению данного принципа, например, на региональном и муниципальном уровнях появились такие инструменты, как ведомственные, долгосрочные, региональные и муниципальные целевые программы. Но эти инструменты, хотя и отвечают требованию определения конкретных целей и результатов  при расходовании фиксированных объемов бюджетных средств за конкретный период, но они не охватывали значительную часть расходов бюджета и не имели системного характера.

В 2012 году в Свердловской области было принято решение о полномасштабном переходе на программный бюджет. Для обеспечения качественного и максимально эффективного решения данной задачи Министерством финансов была создана Межведомственная рабочая группа по переходу к программно-целевому принципу формирования бюджета, которая практически на еженедельной основе рассматривает текущие задачи, мероприятия и риски проекта. В группу входят представители Министерства финансов, Министерства экономики и отраслевых органов власти. В короткие сроки специалистами межведомственной рабочей группы был подготовлен Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 24.09.2012 г. №1041-П. В соответствии с указанным Порядком отраслевыми ведомствами были утверждены 26 государственных программ на 2013-2016 годы, охватывающих более 90 процентов расходов областного бюджета. А в 2013 году, с учетом накопленного опыта, был разработан и принят новый Порядок формирования государственных программ (постановление Правительства Свердловской области - от 13.08.2013 г. №1009-ПП) и количество государственных программ Свердловской области, подлежащих разработке в 2013 году, возросло до 28 в соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области перечнем государственных программ. 

Разработанные в новом формате государственные программы Свердловской области охватывают временной период до 2020 года включительно. Соответственно для достижения целей, задач и мероприятий, вошедших в данные государственные программы, также были определены и объемы финансовых средств до 2020 года, а отследить результаты выполнения программ помогли четко определенные показатели (индикаторы) с установленными значениями и разработанная методика оценки эффективности государственных программ.

Для обеспечения выполнения требований бюджетного законодательства в части перехода на программно-целевой принцип управления бюджетом, а также в связи с растущим объемом информации и требованиями по качеству и оперативности подготовки документов, на федеральном уровне, в регионах и муниципальных образованиях активно применяются современные информационные технологии. Так, например, на федеральном уровне принято и реализуется распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г №1275-р о концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".

В свою очередь, Министерством финансов Свердловской области на протяжении последних лет также ведется интенсивное развитие информационных систем, автоматизирующих решение задач управления финансами. Для планирования бюджета и реализации требований, обусловленных применением подхода, основанного на программно-целевом принципе, было принято решение о доработке и развитии уже действующего Программного комплекса «Информационная система управления финансами». На текущий момент, данный программный комплекс функционирует как в самом Министерстве финансов, так и у главных распорядителей бюджетных средств и во всех муниципальных образованиях Свердловской области.

Начиная с 2012 года, в рамках исполнения государственных контрактов научно-производственным объединением «САПФИР» произведена доработка и развитие программного комплекса «Информационная система управления финансами»  по следующим направлениям: 

  1. Автоматизация формирования областного бюджета на основе государственных программ и управления программным бюджетом, с подключением всех главных распорядителей бюджетных средств;
  2. Автоматизация формирования государственных заданий;
  3. Автоматизация обеспечения формирования консолидированного бюджета области за счет предоставления автоматизированных инструментов управления местными бюджетами на основе муниципальных программ, муниципальных услуг и формирования муниципальных заданий.

Доработка информационной системы управления финансами в части обеспечения формирования областного бюджета на основе государственных программ и управления программным бюджетом уже позволяет обеспечить выполнение следующих задач:

  • формирование государственных программ Свердловской области Главными распорядителями в единой информационной системе;
  • формирование реестра государственных программ Свердловской области;
  • формирование всех необходимых форм государственных программ в соответствии с действующим Порядком формирования государственных программ Свердловской области;
  • формирование областного бюджета в разрезе государственных программ Свердловской области.

На сегодняшний день полномасштабное внедрение информационной системы управления финансами для автоматизированного формирования и ведения государственных программ произведено в 26 органах исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями государственных программ Свердловской области. А для полного и качественного использования функциональных возможностей системы обучено более 150 специалистов главных распорядителей бюджетных средств, ответственных за формирование и (или) согласование государственных программ.

Уже можно сказать, что эффективная деятельность межведомственной рабочей группы и применение специалистами ведомств единой информационной системы позволяют получить и еще ряд положительных результатов, в том числе удается:

  • максимально унифицировать государственные программы, облегчив в дальнейшем анализ их реализации;
  • повысить ответственность и дисциплину Главных распорядителей бюджетных средств при работе над государственными программами;
  • выявить наиболее типичные  проблемы при разработке программ и определить подходы к их устранению.

Осознавая важность и сложность, но в то же время и объективную необходимость задачи перехода на программный бюджет муниципальных образований Свердловской области, для них разработан пакет документов с рекомендациями по формированию собственных муниципальных программ. На начало 2014 года значительная часть муниципальных образований уже разработала собственные муниципальные программы.

Для удобства и повышения оперативности формирования муниципальных бюджетов в новом программном формате, специалистам администраций муниципалитетов предоставляется доступ к единой Информационной системе управления финансами,  доработка и тестирование которой уже проведены и обеспечивается возможность:

  • автоматизированного формирования реестра муниципальных программ муниципальных образований Свердловской области;
  • автоматизированное формирование местного бюджета муниципальных образований Свердловской области в разрезе муниципальных программ.

Подводя итоги, можно сказать, что переход на программный бюджет по всей Свердловской области вступил в самую активную фазу и затронул и региональные и муниципальные финансы. Результатом будет повышение эффективности управления финансами, увеличение его прозрачности и конкретизация планируемых и достигаемых результатов по всем отраслевым направлениям расходования бюджетных средств.

В текущем 2014 году, в соответствии с государственным контрактами специалисты компании «САПФИР» будут заниматься сопровождением, доработкой и развитием программного комплекса «Информационная система управления финансами». А именно, решением следующих задач:

  • повышение эффективности применения государственных (муниципальных) программ;
  • автоматизированное управление программным бюджетом Свердловской области;
  • автоматизация формирования комплексных программ Свердловской области;
  • полномасштабная интеграция механизма формирования и ведения реестра расходных обязательств с планированием бюджета и внесением изменений в бюджет;
  • обеспечение анализа и мониторинга эффективности исполнения государственных (муниципальных) заданий, мониторинга и анализа показателей предоставления государственных (муниципальных) услуг, эффективности расходования бюджетных средств на предоставление государственных (муниципальных) услуг;
  • совершенствование системы информационного обеспечения платных услуг, в том числе оказываемых в пределах установленного государственного (муниципального) задания;
  • возможность проведения инвентаризации подведомственной сети муниципальных учреждений на предмет анализа основных видов деятельности учреждений и необходимой оптимизации;
  • возможность обеспечить формирование методологии и автоматизации оценки эффективности деятельности государственных учреждений;
  • возможность использования аналитического модуля для руководителей и специалистов, формирование системных подходов к анализу и отображению информации;
  • мониторинг качества финансового менеджмента;
  • планирование и анализ бюджета Свердловской области;
  • формирование областного бюджета на основе государственных программ и управление программным бюджетом;
  • организация сбора и формирование реестра расходных обязательств с применением web-технологий;
  • формирование государственных заданий;
  • формирование консолидированного бюджета области за счет предоставления автоматизированных инструментов управления местными бюджетами на основе муниципальных программ, муниципальных услуг и формирования муниципальных заданий;
  • возможность составления бюджета для граждан в соответствии с Методологическими рекомендациями совместного приказа Минфина России, Минрегиона России и Минэкономразвития России №86н/357/468 от 22.08.2013 «Об утверждении Методических рекомендаций по предоставлению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме».

Стоит отметить, что все решения компании «САПФИР» соответствуют требованиям распоряжения Правительства РФ от 20.07.2011 №1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет”». 

Также все решения компании «САПФИР» будут учитывать требования распоряжения Правительства РФ от 30.12.2013 №2593-р «Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года». 

Вернуться к списку новостей