Инструменты руководителя для ситуационного и стратегического анализа муниципального хозяйства


Крупин Илья Викторович

Зам. генерального директора

Сегодня успешное функционирование любой сложной финансовой системы, реализация масштабного проекта в разных отраслях экономики или эффективное управление муниципалитетом немыслимы без применения высокотехнологичных и инновационных инструментов менеджмента. В современных условиях результативность управленческих решений, принимаемых первыми лицами города, зависит от оперативности получения информации, от ее полноты и достоверности. Задача по обеспечению руководителя такой информацией – это своего рода создание фундамента эффективного управления. Она с успехом решается с помощью современных автоматизированных комплексных систем, созданных для анализа, консолидации и визуализации самых разнообразных данных. Такие системы успешно разрабатывает и внедряет научно-производственное объединение «САПФИР» – ведущий системный интегратор России, зарекомендовавший себя как надежный партнер и поставщик инновационных высокоэффективных решений для бизнеса и власти на отечественном рынке информационных технологий.

Главное предназначение комплексных информационных систем, предлагаемых НПО «САПФИР» – обеспечение оперативного доступа к разноплановой информации, необходимой руководителю проекта или сити-менеджеру, ее всесторонний анализ и визуальное представление. Предлагаемая система выполняет все эти задачи вкратчайшие сроки, без сбоев или упущений актуальных фрагментов информации. Комплексное автоматизированное решение НПО «САПФИР» по управлению муниципальным хозяйством – это современный и удобный инструмент, позволяющий руководителю всегда держать руку на пульсе событий, быть в курсе малейших изменений в объектах муниципального хозяйства или в муниципальном образовании в целом.

Ключевое преимущество представляемого продукта – мощная система визуализации данных в форме графиков, диаграмм, гистограмм или картографического представления, дающих наглядное представление о положении дел по каждому направлению. Ни один из информационных продуктов, ранее представленных на рынке, не обладал возможностью визуализации аналитической информации с привязкой к любой, уже действующей в муниципалитете информационной системев удобной для пользователя форме. Отлично проработанные средства визуализации, консолидации и анализа данных позволяют применять предлагаемое аналитическое ешение ключевых показателей результативности городского хозяйства (KPI) и в качестве программной основы при создании ситуационного центра.

Данные автоматизированные системы с успехом применяются для комплексного анализа выполнения мероприятий и аспектов финансирования в широком круге объектов различного уровня: от строительства или капитального ремонта отдельного здания до возведения целых поселков и реализации масштабных проектов в пределах муниципального района.

Преимущества автоматизированной системы по управлению муниципальным хозяйством

Внедрение предлагаемого НПО «САПФИР» аналитического комплекса по мониторингу муниципального хозяйства обеспечит решение многих актуальных задач, необходимых для высокоэффективного управления.

Во-первых, каждый пользователь информационной автоматизированный системы оказывается обеспечен оперативным доступом к разнообразным важным данным, аналитическим разрезам, графикам, картам и т. п. Использование веб-технологий делает возможным обеспечение такого доступа в реальном времени из любого места при наличии выхода в Интернет и доступных электронных устройств: будь то ноутбук, ПК, КПК, iPhone или iPad, мобильный телефон и т. д. Особенно важно, что предлагаемые НПО «САПФИР» решения легко интегрируются в структуру уже используемого заказчиком программного обеспечения.

Во-вторых, мощные средства визуализации данных позволяют представить обширные массивы разнородной по природе информации в виде четких, ясных представлений, что существенно облегчает работу с данными.

В числе этих средств можно отметить:

  • построение графических диаграмм (гистограммы, графики, круговые диаграммы и т. п.), в том числе в виде двух- и трехмерных графических объектов;
  • картографию, которая позволяет выводить необходимые данные по объектам, находящимся в различных географических точках. Причем объекты распределяются на карте в соответствии с их особенностями, значимыми для управления, статусом и любыми актуальными параметрами;
  • цветовое ранжирование (в том числе ранжирование цветом районов на карте);
  • индикацию – специфический инструмент, позволяющий с помощью цветового обозначения выделить критические данные, достижение/не достижение которых может существенно повлиять на принятие управленческих решений (например, выделение объектов, по которым выполнение работ не соответствует графику или, напротив, идет с опережением графика).

Третьим существенным преимуществом поставляемой системы является наличие широкого спектра аналитических инструментов. В зависимости от потребностей менеджера могут быть применены фильтры и статистические функции, предоставляющие возможность производить над данными расчеты любой сложности. Предлагаемая система обладает функцией детализации итогов, то есть руководитель имеет возможность увидеть, из каких элементов состоит та или иная итоговая сумма. Все расчеты в обязательном порядке подробно поясняются.

Высокотехнологичные автоматизированные информационные системы – это удобный и проверенный временем инструмент для решения многих актуальных управленческих задач. При использовании таких систем полностью исключен риск даже частичной утраты важной информации, стратегически значимой при реализации инвестиционных проектов или в других аспектах руководства муниципалитетом. На сегодняшний день такие системы с успехом применяются главами городов, сити-менеджерами, руководителями управлений во многих регионах Российской Федерации.

Когда в системе происходит накопление достаточно солидного объема информации (например, данные об этапе выполненных и планируемых к выполнению работ на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта, детальные сведения о финансировании этих работ), внедрение предлагаемого аналитического решения значительно повышает эффективность управления в соответствующей предметной сфере. Обеспечивается мониторинг в режиме реального времени за ходом работ, анализ их выполнения и расходования бюджетных средств.

НПО «САПФИР» – ведущий разработчик решений по управлению общественными финансами на рынке информационных технологий. Разработка и внедрение различных информационных систем для органов государственной и муниципальной власти является одним из основных направлений ее деятельности. Результат такой специализации – высокая квалификация и профессионализм специалистов компании. После внедрения автоматизированной системы специалисты НПО «САПФИР» в обязательном порядке проводят обучение пользователей и администраторов данных систем, обеспечивают техническую поддержку и сопровождение. Пользователи системы в любой момент имеют возможность получить высококвалифицированную консультацию специалиста, узнать о новых полезных функциях, специфике функционирования применяемых аналитических решений.

На сегодняшний день на счету НПО «САПФИР» реализация масштабных проектов в 15 регионах и 210 муниципальных образованиях Российской Федерации. География работы обширна – от Мурманска до Хабаровска. В числе клиентов НПО «САПФИР»: органы власти и организации Удмуртской Республики, Кировской, Мурманской, Свердловской, Самарской областей; целый ряд муниципальных образований Иркутска, Кургана, Хабаровска, Челябинска, Тюмени, Ижевска, Кирово-Чепецка и др.

Внедренные решения

У НПО «САПФИР» уже есть успешные внедрения данной системы. Так, сотрудники Департамента финансов и налоговой политики и целый ряд главных распорядителей города Тюмени работают в автоматизированной системе формирования, ведения и мониторинга расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов города Тюмени. Она предназначена для задач в сфере формирования, ведения и мониторинга расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов государственной и муниципальной собственности.

С помощью этой системы в короткие сроки удалось достигнуть ряд актуальных целей, гарантирующих значительное повышение эффективности управления муниципальной недвижимостью. В частности, аналитическое решение сделало возможным:

  • формирование заявок на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов организациями в электронном виде с использованием удаленных рабочих мест, непосредственно департаментами, в чьей компетенции находится решение данных вопросов;
  • организацию электронного обмена заявками с финансовым органом и процедур их согласования с использованием системы статусов;
  • разработку и согласование сводного реестра потребности в инвестировании бюджетных средств с целью проведения капитального ремонта объектов муниципальной собственности, годовых и перспективных инвестиционных программ капитального строительства и реконструкции объектов, планов капитального ремонта;
  • мониторинг выполнения мероприятий и финансирования работ по объектам, контроль над ходом строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, контроль качества выполняемых строительно-монтажных работ;
  • составление детализированных и сводных отчетов по объектам капитального строительства и реконструкции;
  • анализ хозяйственно-финансовой деятельности подведомственных организаций в части капитального строительства и реконструкции;
  • учет договоров и проектной документации по объектам;
  • интеграцию с системой казначейского исполнения бюджета «АЦК-Финансы», функционирующей в Департаменте финансов и налоговой политики администрации города Тюмени в части передачи необходимой информации по заключенным муниципальным контрактам и финансированию. Такая консолидация данных сделала возможным использовать полученную информацию далее в различных расчетах и отчетах.

Еще одним успешным примером внедрения системы является пилотный проект, реализованный НПО «САПФИР» в сотрудничестве с Комитетом по информатизации города Тюмени. Данным проектом предусмотрены анализ и наглядная визуализация распределения обращений граждан города Тюмени в разрезе тематик, районов и имущественных комплексов с использованием веб-технологий. Этот проект был представлен на прошедшей в 2010 году специализированной выставке «Информационные технологии Тюменской области» («ИНФОТЕХ-2010») и вызвал большой интерес организаторов и гостей выставки.

Автоматизированные информационные системы – это удобный и проверенный временем инструмент для решения многих актуальных управленческих задач. На сегодняшний день такие системы с успехом применяются главами городов, сити-менеджерами, руководителями управлений.

Использование автоматизированного решения, аналогичного внедренному в Тюмени, возможно и в других сферах хозяйствования – везде, где сити-менеджер или другой руководитель сталкиваются с накоплением в системе обширного объема информации, например, по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта. Внедрение предлагаемого аналитического решения значительно повышает эффективность выполнения задач по непрерывному контролю, анализу выполнения работ и расходования бюджетных средств. Эти задачи решаются путем добавления дополнительных инструментов, направленных на облегчение работы по анализу и визуальному представлению актуальных данных в предметной области. Руководитель департамента, сити-менеджер или глава города в любой момент имеют возможность получить доступ к разнообразной информации: как к реализуемым в настоящее время, так и планируемым в будущем мероприятиям в сфере капитального строительства и реконструкции зданий, этапам выполнения подрядчиками работ и их финансированию, причем все это в мельчайших подробностях. Необходимая информация может быть выведена на монитор в виде наглядных графиков, диаграмм, карт, что в конечном итоге обеспечивает поддержку в принятии важных управленческих решений.

Крупин И.В., Журнал "Практика муниципального управления", №9

Вернуться к странице "Наши публикации"