Расчёт базовых нормативов услуг – это просто!
Карпов Александр Викторович Начальник отдела проектного управления PMP |
В соответствии со статьёй 69.2 Бюджетного кодекса РФ объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должен рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности. На данный момент все федеральные органы исполнительной власти разработали и утвердили приказами требования к расчёту нормативов на оказание государственных (муниципальных) услуг. Компания «Сапфир» внимательно следит за всеми новациями в бюджетной политике государства. В конце 2015 года специалистами компании был разработан и внедрён в Свердловской области и городе Уфа калькулятор базовых нормативов оказания услуг (выполнения работ). В калькуляторе были применены технологии, сочетающие в себе возможности оперативных многовариантных расчётов и простоты интерфейса. |
Предпосылки нормирования услуг (работ) в бюджетной практике Все мы знали, что расчёт финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий нормативным методом рано или поздно станет обязательным, а потому, так или иначе, все к этому готовились. Одним из необходимых условий, подготавливающих почву под эту работу, стала существенная декомпозиция услуг и работ – многие пошли именно по этому пути. Правильность сделанного выбора подтвердилась, когда формирование базовых перечней услуг (работ) перешло под юрисдикцию федеральных органов исполнительной власти – появились масштабные сильно детализированные перечни. С одной стороны, это существенно увеличило количество расчётов и объём государственных (муниципальных) заданий, с другой стороны, это сделало их гораздо прозрачнее и нагляднее. Мы как разработчики, естественно, старались уменьшить объём ручного труда специалистов и дать возможность руководителям различных уровней получать информацию в наглядном виде. Одним из таких решений стал анализ существующих данных по государственным и муниципальным заданиям, формируемым и ведущимся в разработанном нами программном комплексе «ИСУФ». Используемые математические алгоритмы и методы позволили давать заключения о возможности утверждения норматива по той или иной услуге (работе) или необходимости дальнейшей её детализации. Уже в 2013-ом году по большинству услуг можно было работать, используя нормативно-подушевой метод, результатом чего стал возможен переход Свердловской области к финансированию учреждений по факту оказания услуг и выполнения работ. Преследуя цели реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в конце 2014-го года Министерство финансов РФ выпустило методические рекомендации по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) – это дало старт новому витку работ по переходу на нормативно-подушевое финансирование учреждений. Время так называемых «индивидуальных» нормативов прошло! Автоматизация расчёта базовых нормативов В виду существенных изменений в конце 2015 года в процессе работ с базовыми и ведомственными перечнями услуг (работ) и определения объёмов субсидий на их оказание (выполнение) появилась острая необходимость в обеспечении специалистов главных распорядителей бюджетных средств соответствующими инструментами. Готовое решение необходимо было предоставить специалистам к началу процесса формирования государственных заданий. При этом, в виду определённых проблем во внедрении процесса работы с федеральными базовыми перечнями услуг и работ, продукт должен был быть максимально простым для пользователей и позволяющим оперативно производить расчёты для большого объёма услуг, чтобы максимально скомпенсировать уже наметившееся отставание в процессе определения объёмов субсидий на выполнение заданий. Одна из сложностей, с которой пришлось столкнуться разработчикам калькулятора, – это необходимость полного соответствия одного решения всем общим требованиям к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг всех федеральных органов исполнительной власти. Для её решения были досконально изучены все соответствующие нормативные документы, выявлены все их сходства и различия, определены математические алгоритмы и заложены в систему. При этом в виду новизны подходов и возможной их корректировки при получении информации о практическом применении в калькулятор были заложены принципы гибкости и адаптивности. В результате получился продукт, позволивший в кратчайшие сроки рассчитать все базовые нормативы услуг, гибко ими управлять и применять при расчёте государственных и муниципальных заданий. Вторым существенным вызовом стала необходимость постоянного обмена данными с большим количеством автоматизированных систем:
Благодаря встроенной системе импорта/экспорта данных, удалось наладить все эти процессы в автоматическом режиме, максимально исключив из них человеческий фактор. |
|
В результате за 2 недели работ с Калькулятором специалистами главных распорядителей средств областного бюджета Свердловской области было рассчитано вовремя пол тысячи базовых нормативов на оказание услуг и сформировано на их основе 2557 разделов государственных заданий. В 2015 году при переходе на новый этап формирования государственных заданий для более чем 100 бюджетных и автономных подведомственных организаций на 2016 год необходимо было рассчитать нормативы затрат по каждой услуге (работе), предусмотренной в ведомственном перечне Министерства на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти. Общее количество услуг (работ) составило 432. При этом, порядок расчета нормативов затрат должен соответствовать Общим требованиям, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Следует отметить, что данные требования отличаются от требований, рекомендованных Министерством финансов РФ и принятых большинством федеральных органов исполнительной власти за основу. В связи с этим, при автоматизации расчета нормативов затрат по услугам (работам) в сфере образования необходимо было разрабатывать иной алгоритм расчета, чем для нормативов затрат, которые должны были разрабатываться на основе требований, рекомендованных Министерством финансов РФ. Работа с Калькулятором значительно упростила деятельность Министерства по проведению расчётов нормативных затрат на оказание государственных услуг, так как в нем было учтено все изложенное выше. Данным решением также в настоящий момент с успехом пользуется город Уфа для расчёта объёмов субсидий по муниципальным заданиям. Кроме того, решение позволяет:
|
|
Определение базовых нормативов на выполнение работ будет обязательным только с 2017-го года. Стоит отметить, что при проектировании Калькулятора была заложена такая архитектура, которая позволяет приступить к расчётам уже сейчас. Некоторые органы исполнительной власти Свердловской области и Уфы уже начали эту работу. Прошедший в июне в Екатеринбурге традиционный семинар «Уральские встречи», на котором присутствовали финансисты со всей страны, однозначно показал востребованность данного решения и позволил нам собрать множество мнений и предложений для его развития. В кризисные времена у органов государственной власти есть только два пути: сокращать расходы или становиться эффективнее. Конечно, второй вариант предпочтительнее. Крайне важно, чтобы средства автоматизации не только решали насущные проблемы специалистов их использующих, но и были бы экономически эффективными. Одним из таких решений является система автоматизации формирования и мониторинга исполнения государственных (муниципальных) заданий, которая только за первый год эксплуатации в Свердловской области позволила сэкономить бюджету порядка 280 миллионов рублей, тем самым многократно себя окупив. Не стал исключением и калькулятор базовых нормативов. Работая в тесной связке, эти модули обеспечивают весь цикл работ с заданиями, начиная от верхнеуровневого планирования и заканчивая принятием управленческих решений по каждому учреждению. |
Карпов А.В., журнал "Бюджет", август 2016 года