Журнал "Бюджет". Январь 2017 года

Бизнес-слушания: новый формат обсуждения бюджета

Кулаченко Галина Максимовна

Кулаченко Галина Максимовна
министр финансов Свердловской области

В Свердловской области уже второй год подряд проводятся уникальные по формату бизнес-слушания и деловая игра, предваряющие принятие областного закона о бюджете. Масштабное мероприятие позволяет властям обсудить с широким кругом бизнес-сообщества расходную и доходную части бюджета, напрямую влияющие на инфраструктурное развитие региона и, как следствие, на создание благоприятной среды для предпринимательства.

В ноябре 2016 года, следуя установленной годом ранее традиции, по инициативе Министерства финансов Свердловской области НПО «САПФИР» и АСИ организовали обсуждение проекта закона «Об областном бюджете Свердловской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». 

Мероприятие открыла вице-губернатор — министр финансов Свердловской области Г. М. Кулаченко, рассказавшая об основных параметрах бюджета области на 2017 год. Далее представители ряда отраслевых министерств (экономики, АПК, транспорта, строительства, образования, инвестиций и развития и других) в деталях и на конкретных цифрах представили планы своих ведомств на предстоящий год. У слушателей была возможность задать уточняющие вопросы и таким образом уви
деть связь между бюджетными расходами и условиями ведения бизнеса в Свердловской области.

Во второй день представителям бизнес-сообщества, предварительно разделенным на команды, было предложено с использованием разработанного специалистами НПО «САПФИР» интерактивного онлайн-калькулятора составить свой вариант бюджета развития области. Работа с бюджетным калькулятором предусматривала возможность изменения расходов на мероприятия в рамках действующих в области отраслевых и межотраслевых государственных программ. Кроме того, игроки могли предложить свои собственные мероприятия, финансируемые из областного бюджета. От представителей бизнеса также ожидали прогноза сумм по основным платежам в бюджет (НДФЛ, налогу на имущество, налогу на прибыль, налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения): важно было увидеть, насколько прогнозы бизнес-сообщества совпадут с выкладками специалистов Министерства финансов. Сложность игры заключалась в том, что, увеличивая расходы, участники должны были одновременно предложить и источники финансирования возникающего дефицита бюджета региона. 

В течение часа участники игры, обращаясь к работникам областных министерств за консультациями и разъяснениями по спорным вопросам, составили четыре варианта бюджета развития Свердловской области. После этого состоялась публичная защита и обсуждение каждого из предложенных вариантов. По ходу процесса озвучивались интересные и часто неоднозначные идеи. Так, например, горячие споры вызвало предложение по изменению ставки транспортного налога для автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил. За счет массовости данного сегмента автопарка эта статья могла быть дать существенный доход в областную казну. Много споров возникло и по поводу прогноза доходов бюджета за счет взымаемых с малого, крупного и среднего бизнеса налогов: дискуссанты предлагали подчас противоположные варианты развития событий в предстоящем 2017 году. Также весьма интересным стало обсуждение целесообразности и эффективности поддержки бизнеса за счет различных вариантов субсидирования и льгот. 

Подводя итоги, можно сказать, что дискуссии о бюджете получились жаркими и содержательными, а ряд наиболее интересных и перспективных идей, возникших по ходу игры, был передан в профильные комитеты и рабочие группы при Правительстве и в Законодательном собрании Свердловской области для обсуждения областного бюджета на 2017 и последующие годы.

Комментарии

Галина Максимовна КУЛАЧЕНКО, вице-губернатор — министр финансов Свердловской области:

— Очень интересно было общаться с представителями разного вида бизнеса. Те, предложения, которые высказаны, конечно, имеют право на существование, другое дело, что наша задача в любом случае представить сбалансированный бюджет. Увеличение расходов на промышленность — отличная идея, но не надо забывать, что порядка 4 миллиардов рублей у нас сегодня заложено в бюджет в качестве льгот, которые также поддерживают промышленность. Конечно, представители бизнеса защищали сегодня свои позиции, но мне понравилось, что они не забывали и социальную сферу — например, предложили выделить дополнительные средства на жилье для детей-сирот, что очень актуальная задача. Предложение бизнеса участвовать в обсуждении бюджета регулярно поддерживается: у нас открытый бюджетный процесс и прозрачная система его формирования. Я уверена, что, чем больше такого конструктивного общения, тем качественнее принимаемые решения, жета на 2017 и последующие годы.

Дмитрий Юрьевич НОЖЕНКО, министр экономики Свердловской области:

— В этом году второй раз были организованы общественные слушания по региональному бюджету. Формат мероприятия, несомненно, представляет интерес как для органов власти, так и для бизнес-сообщества, что было подтверждено активным, конструктивным диалогом. Бизнес-слушания имеют высокую результативность, позволяют обсудить различные точки зрения по формированию наиболее оптимального бюджета региона. Проведение подобных мероприятий в форме деловой игры с предпринимателями и экспертами из областных министерств и депутатов Законодательного собрания Свердловской области чрезвычайно полезно для выработки перспективных идей, направленных на стратегическое развитие региона, повышение инвестиционного и налогового потенциала области.

Даниил Владимирович МАЗУРОВСКИЙ, руководитель представительства АСИ в Уральском федеральном округе:

— Совместно с Министерством финансов Свердловской области, основными деловыми объединениями и НПО «САПФИР» мы организовали бизнес-слушания проекта закона о бюджете в интерактивном формате, в рамках которых представители малого, среднего и крупного бизнеса смогли погрузиться в тему формирования бюджета региона. Совместно мы попытались найти золотую середину между стремлением бизнес-сообщества получить поддержку от власти и необходимостью изыскать средства для реализации требуемых мероприятий. Применение «бюджетного калькулятора» позволило сделать поиск компромиссного решения наглядным — участники мероприятия имели возможность перераспределять денежные средства в расходной части бюджета, а также корректировать объемы предполагаемых доходов и, как результат, предлагать свои варианты бюджета развития. Мы намерены сделать данное мероприятие традиционным и выражаем надежду, что предложения предпринимателей, сформированные по итогам бизнес-слушаний, будут приниматься во внимание в ходе согласительных процедур при рассмотрении проекта закона «О бюджете».

Павел Александрович ВОРОТКОВ, советник президента Уральской Торгово-промышленной палаты:

— Проведение данного мероприятия предшествует внесению проекта бюджета в Законодательное собрание, что, очевидно, позволяет представителям областного Минфина при защите бюджета перед депутатами ссылаться на предварительное одобрение бизнес-сообщества. Следует отметить пользу для участников со стороны бизнес-сообщества. Во-первых, происходит знакомство со структурой и механизмом разработки главного финансового инструмента области, а диалоговое представление своих позиций со стороны Минфина и профильных министерств помогает понять их возможности и ограничения. Во-вторых, у участников есть возможность заранее ознакомиться с инструментами поддержки и объемами их финансирования.
Что касается пожеланий. Проведение данного мероприятия в ноябре, когда бюджет уже полностью сформирован, заметно ограничивает возможности его корректировки. Как показала практика двух лет, участники ответственно подходят к выработке своих предложений, некоторые из которых находят понимание у заинтересованных ведомств, однако готовый бюджет практически исключает возможность практической дискуссии и применения согласованных предложений.
На мой взгляд, целесообразно проведение первой части бюджетных бизнес-слушаний весной, для проработки приоритетов еще без конкретных цифр. Осенью имеет смысл устраивать разбор того, что получилось, а что нет и почему. Думается, такой сценарий был бы более эффективен с точки зрения общественного формирования бюджета.

Вернуться к странице "Наши публикации"